22-23 ноября 2018 г. были подведены итоги проекта Международного молодежного конкурса фестиваля «Хабаровский край в молодежном объективе», проведенного в рамках конкурса социально-ориентированных некоммерческих организаций Хабаровского края 2018 г. (приказ №9-р от 09.04.2018 г.).
В первый день 22 ноября, в конференц-зале ФГБОУ ВО «ТОГУ» состоялся региональный семинар «Психолого-педагогические аспекты развития культурологического потенциала личности в полиэтническом образовательном пространстве: состояние и перспективы».
Участники семинара представили свой опыт работы в области психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Доклады были посвящены вопросам обучения и адаптации в школе детей-мигрантов, преподавания родных языков коренных народов Дальнего Востока, формирования языковой культуры личности и другим.
В частности были рассмотрены следующие тематические вопросы:
- «Развитие культурного интеллекта как основа эффективного взаимодействия субъектов образовательной деятельности в полиэтническом пространстве региона (на примере Хабаровского края)».
- «Психологические трудности двуязычного воспитания личности в полиэтнической образовательной среде».
- «Психолого-педагогические аспекты сопровождения полиэтничного контингента обучающегося в поликультурной образовательной среде: проблемы и перспективы» (на примере МБОУ "СШ № 76 имени А.А. Есягина" г. Хабаровска).
- «Психолого-педагогические аспекты преподавания предметной области "Родной язык" коренных малочисленных народов Хабаровского края в современных условиях полиэтничного региона».
- «Культурно-психологические аспекты перевода реалий в условиях двуязычной образовательной среды» (на примере КГБ ПОУ НПГТ).
- «Роль семьи в формировании языковой культуры личности обучающегося в этнокультурном образовательном пространстве».
- «Проектная деятельность как средство формирования языковой культуры будущих педагогов в полиэтническом образовательном пространстве».
В работе секции приняли участие директор педагогического института ТОГУ - В.В. Мендель; начальник управления по реализации государственной политики и информации Хабаровского края А.П. Ивагин; заместитель начальника отдела сопровождения реализации целевых программ образования Министерства образования Хабаровского края Е.А. Глущенко; руководитель аппарата Ассоциации КМНС Хабаровского края И.А. Тынвина; специалисты в области преподавания родных языков из муниципальных районов Хабаровского края: преподаватель иностранного и родного языка промышленно-гуманитарного техникума г. Николаевска-на-Амуре – А.Д. Ангина; библиотекарь и носитель родного Ульчского района Хабаровского края - Н.А. Кучекта; преподаватель начальных классов ООШ имени Григория Ходжера с. Верхний Нерген Нанайского района М.А. Эльтун и ее сын преподаватель родного языка М.Э. Эльтун; директор межпоселенческого центра нанайской культуры, с. Джари Нанайского района Д.Г. Суслова; учитель родного языка основной общеобразовательной школы с. Джуен Амурского муниципального района И.В. Гаер и ее коллега, завуч по воспитательной работе школы с. Джуен, А.В. Бельд; директор ОО школы имени героя России Пассара Максима Александровича Л.П. Оненко и преподаватель родного языка Донкан Виктория Леонтьевна; директор начальной школы № 23 г. Бикина Юлия Геннадьевна Мазур. Также приняли участие представители учреждений школьного и дополнительного образования г. Хабаровска, реализующих краевой инновационный комплекс по проблеме формирования языковой культуры личности обучающегося: директор школы №16 –Н.В. Казачук; завуч по инновационной работе школы №29 С.В. Строгина; учитель русского языка школы №76 им. Есягина – И.О. Ромашко; завуч по воспитательной работе центра Эстетического воспитания Отрада – И.В. Антонова и преподаватель психологии педагогического колледжа И.В. Шулик.
Во второй день 23 ноября, проходил Международный молодёжный квест-фестиваль «Культурная палитра народов Приамурья». В квесте участвовало семь команд разных факультетов Педагогического института ТОГУ. Главной задачей организаторов стало познакомить обучающихся с ремёслами, творчеством, спортивными играми коренных малых народов Севера и дать им возможность попробовать свои силы в этих направлениях. Студенты прошли следующие станции:
- Секция «Литературная», ответственные преподаватели – В.А. Зигунова, С.В. Гамзюкова, Ю.А. Прохорова, руководитель секции – заведующая кафедрой психологии Е.Н. Ткач.
- Секция «Прикладное творчество», ответственные преподаватели – Т. В. Штепа, Д.А. Фёдорова, руководитель секции – старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью Ю.Е. Лабзина.
- Секция «Танцевальная», ответственные преподаватели – О.Я. Кириллова, Н.П. Дербилова, Е.Н. Чекурина, руководитель секции – доцент кафедры психологии К.В. Новикова.
- Секция «Музыкальная», ответственные преподаватели – И.М. Ткаченко, О.О. Бумажникова, руководитель секции – к.п.н. Г.И. Пигуль.
- Секция «Национальные игры народов Приамурья», ответственный преподаватель – Т.А. Баженова, руководитель секции – старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью М.А. Маркова.
- Секция «Зоркий глаз», ответственные преподаватели – С. В. Строгина, Н.В. Супрунова, руководитель секции – преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью Ю.А. Зыбина.
- Секция «Кладезь мудрости», ответственные преподаватели – Н.В. Шадрина, С.Б. Демидова, Е.И. Бровко, руководитель секции – доцент кафедры психологии, руководитель ресурсного центра ТОГУ Е.В. Кулеш.
На каждой станции участников ждали творческие задания. На станции «Прикладное творчество» было необходимо за 10 минут сделать из бумаги модель национального костюма коренных народов Приамурья. В ход пошла цветная бумага, фломастеры и клей. Так в творческом процессе ребята познакомились с национальной одеждой и попытались повторить некоторые узоры. На станции «Музыкальная» участники разучили песню на нанайском языке из репертуара группы «Нани» (с. Дада). После того, как ребята узнали об особенностях исполнения песен, выполнили несколько упражнений и попробовали себя в «горловом пении», они исполнили песню на 7 голосов.
Участник Международного конкурса-фестиваля билингвизма и творчества народов Приамурья «Хабаровский край в молодёжном объективе», а также руководитель одной из команд Юлия Лабзина поделилась своими впечатлениями:
– Это очень интересное и познавательное мероприятие. Студентам, молодёжи нужно знать историю того региона, в котором они живут, и тех народов, которые здесь живут. Ну, а такой творческий способ знакомства только помогает сделать передачу знаний более непринуждённой.
Ответственный преподаватель секции «Национальные игры народов Приамурья», учитель физической культуры средней школы № 29 Татьяна Баженова отметила:
– Мы представляем спортивные состязания, национальные спортивные игры коренных народов Дальнего Востока. Это не только важно, но и интересно. В программе общеобразовательных школ есть этнокультурный компонент, и все преподаватели должны знать особенности культуры народов, издавна проживающих в нашем регионе, и использовать все лучшее на уроках. Например, спортивные игры дальневосточников очень интересные. Студентам, будущим учителям, которые придут работать в школу, важно их знать. Сегодня участники попробуют свои силы в тройном прыжке, перетягивании палки и «прыжках через нарту». Чувство локтя и дружбы, нестандартное мышление, безграничное творчество, сила голоса, физическая выносливость и многое другое понадобились командам-участникам, чтобы преодолеть и достойно выполнить задания на всех семи станциях. Команды сражались из последних сил, но лучший результат показала команда кафедры рекламы и связей с общественностью – студенты 2-го курса.
Два дня конференции завершились концертной программой по итогам проведения международного молодёжного конкурса фестиваля билингвизма и творчества «Хабаровский край в молодёжном объективе».
Полный фотоотчет.
Каталог конкурсных работ билингвизма и творчества народов Приамурья 2018 г.
|