Сегодня в мире происходят социально – экономические, политические и культурные процессы, которые ставит перед образованием сложную задачу воспитания и социализации учащихся в духе мира и уважения всех народов, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, вероисповеданий, социальных групп, понимать и ценить своеобразие культур других народов без потери своей самобытности.
На этом фоне, учитывая полиэтничность Дальневосточного региона, в педагогическом сообществе возникла явная потребность в разработках стратегий образования и подходов по формированию жизненных навыков, которые заключаются в повышении у молодежи устойчивости к различным отрицательным социальным влияниям. Это, свою очередь, предполагает необходимость развития альтернативных социальных программ, в которых могли бы быть в социально нормативных рамках реализованы стремления к повышению поведенческой активности, столь свойственные молодым.
Не секрет, что, приехав в другую страну, иностранная молодежь (как школьники так и студенты) сталкивается со многими проблемами, важной из которой является их адаптация к условиям социума. Выявление проблем социально-культурной адаптации полиэтничной молодежи, позволяет определить, что трудности в поиске новых друзей - одна из важных проблем, с которыми приходится сталкиваться практически в любой стране мира. Утрата и нехватка привычных социальных связей приводят, в том числе, и к снижению результатов успеваемости, и к нервным расстройствам, и к депрессии.
Как альтернатива, позитивное взаимодействие с принимающим сообществом местных жителей дает возможность полиэтничной молодежи познавать правила поведения в новой культуре, получить больше информации о том, как себя вести в этом сообществе. Кроме того, вовлечение молодежи в разнообразные организационные формы работы обеспечивает развитие их адаптивных возможностей в новой среде, повышает самооценку и уверенность в себе, помогает глубже узнать особенности менталитета российских людей, их национальные обычаи, веру и традиции, что обеспечивает приобретение опыта позитивного взаимодействия с представителями различных культур.
Данное положение подвело к определению темы проекта «Интеграция интернациональной молодежи в принимающее сообщество Хабаровского края», ключевой задачей которого является повышение уровня межэтнического взаимодействия в поликультурной (интернациональной) молодежной среде региона.
В результате деятельности было создано 3 клуба на территории Хабаровского края. Один из них на базе КГБ ПОУ Николаевского-на-Амуре промышленно-гуманитарного техникума с участием групп специальностей «Преподавание в начальных классах» и «Дошкольное образование», изучающих родной (ульчский) язык. Программа клуба расширяет знания в области изучения основ переводоведения. Цель: формирование языковой культуры личности обучающегося через перевод как вид языковой и речевой деятельности. Программа предполагает проведение заседаний, направленных на развитие навыков перевода, знакомство с литературой ульчского этноса и воспитание ценностных ориентаций.
Второй клуб создан на базе МОУ СОШ № 34 г.Комсомольск-на-Амуре.
Клуб назвали «дружба» по развитию толерантности подростков. Девиз:
«Я, ты, он, она, вместе – дружная семья, в слове «МЫ» - сто тысяч «Я».
Ключевая цель деятельности клуба направлена на повышение уровня сформированности этнической толерантности подростков в условиях общеобразовательной школы.
Третий клуб создан на базе педагогического института ФГБОУ ВО «ТОГУ» для создания условий в успешной социально-культурной адаптации и интеграции иностранных студентов в принимающее сообщество городского округа.
В результате реализации проекта разработана комплексная концепция сопровождения межнациональной молодежи к социально-культурным условиям Хабаровского края, где осуществлены плановые мероприятия по обозначенному направлению. В марте 2019 г. в завершении был проведен молодежный АРТ-фестиваль «Территория межнационального творчества» при поддержке факультета искусств и дизайна ПИ ФГБОУ ВО «ТОГУ» и региональный семинар, практик-сессия “Этнокультурная интеграция межнациональной молодежи в принимающее сообщество региона: опыт и взгляд в будущее“.
Надеемся, что подобного рода проекты могут быть реализованы с позиции социально-исследовательского направления, где основным вектором деятельности становится этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса, через организацию внеклассной и внеурочной деятельности по освоению национальной культуры и духовного наследия разных народов Дальневосточного региона.
Кулеш Елена Васильевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, руководитель Ресурсного центра ФГБОУ ВО "ТОГУ" (директор АНО ДВРЦМКВ «Дальневосточный ресурсный центр межкультурного взаимодействия»)
Материалы проекта.
|